Drakosha пишет:
цитата
Возможно, нечто близкое к бихевиоризму...
Спасибо за ссылку. Это же выработка условных рефлексов. Интересно, как это будет выглядеть на практике в применении к людям, а не кроликам ? Вспоминается почему-то Хайнлайн:
«И тут я вспомнил диспут в нашем классе на уроке Истории и Философии
Морали. Мистер Дюбуа рассказывал о беспорядках, предшествовавших распаду
Североамериканской Республики в конце двадцатого века. Из его слов выходило,
что, прежде чем все пошло вразнос, преступления вроде совершеного
Диллингером были . так же обычны, как собачьи драки. И такой ужас творился
не только в Америке -- в России и на Британских островах было то же самое,
да и в других странах... Но своего апогея это достигло в Северной Америке,
незадолго до того как наступил полный абзац.
-- Обычные законопослушные люди, -- рассказывал мистер Дюбуа, -- даже
не ходили вечером в публичные парки. Это было связано с риском подвергнуться
нападению жестоких, будто стая зверей, подростков, вооруженных велосипедными
цепями, ножами, самодельными пистолетами... и быть в лучшем случае
напуганными, а скорее всего ограбленными, возможно -- опасно раненными или
даже убитыми. И продолжалось это долгие годы, вплоть до начала войны между
Русско-Англо-Американским Альянсом и Китайской Гегемонией. Убийства,
наркомания, воровство, разбой и вандализм стали обычным явлением. И не
только в парках -- такие вещи случались на улицах, посреди бела дня, или во
дворах школ, или даже в самих школах. Но парки были особенно опасны --
честные люди старались держаться от них подальше после наступления темноты.
Я попытался вообразить, что такие штуки творятся в нашей школе, -- и
просто не смог. Или в наших парках... Парк -- это ведь место для веселья, а
вовсе не для того, чтобы обижать кого-нибудь... А уж убивать...
-- Мистер Дюбуа! А разве тогда не было полиции?
Или судов?
-- Тогда было гораздо больше полиции и судов, чем в наше время. И все
они были загружены работой выше
головы.
-- Похоже, я не могу этого понять...
Если бы мальчишка из нашего города совершил что-нибудь хотя бы
наполовину такое плохое, и его, и его отца высекли бы при всем честном
народе. Но такого
просто не было!
Между тем мистер Дюбуа спросил меня:
-- А сможете вы дать определение «малолетнего преступника»?
-- А-а... Н-ну, это те самые дети. Те, которые избивали людей.
-- Неверно.
-- А... Почему неверно? Ведь в учебнике сказано...
-- Извините. Учебник действительно дает такую формулировку. Но если
назвать хвост ногой, то вряд ли оя от этого превратится в ногу. «Малолетний
преступник» -- понятие внутренне противоречивое, однако само это
противоречие дает ключ к разрешению проблемы и возможность понять причины
провала попыток разрешить эту проблему. Вам приходилось когда-нибудь
воспитывать щенка?
-- Да, сэр.
-- А сумели ли вы отучить его делать лужи в доме?
-- Э-э... Да, сэр. В конце концов. Честно говоря, я с этим промедлил --
потому мама и решила, что собак в доме быть не должно.
-- Понятно. А когда щенок напускал лужицу, вы злились на него?
-- Как? Нет, зач^м же. Он ведь еще щенок, он же не знает...
-- А что же вы делали?
-- Ну, я ругал его, и тыкал носом в лужу, и шлепал.
-- Но ведь он не мог понимать ваших слов.
-- Конечно, не мог, но он понимал, что я на него сержусь!
-- Но вы только что говорили, что не сердились на него.
Мистер Дюбуа иногда просто бесил меня -- вот так приводя в
замешательство.
-- Нет, я только ИЗОБРАЖАЛ, что сержусь! Его ведь нужно было приучать,
верно?
-- Согласен. Но, объяснив ему, что вы им недовольны, как могли вы быть
таким жестоким, что еще и шлепали его? Ведь вы сказали, что бедный звереныш
не знал, что делает плохо! И все же причиняли ему боль! Как же вам не
стыдно? Может быть, вы -- садист? Я не знал тогда, что такое садист, однако
в щенках кое-что понимал!
-- Мистер Дюбуа, но ведь иначе -- никак! Вы ругаете его, чтобы он знал,
что поступил неправильно, тычете его в лужу носом, чтобы он знал, в чем
заключается его проступок, и шлепаете, чтобы ему расхотелось впредь так
поступать. И шлепать его нужно сразу же -- иначе от наказания ничего
хорошего не будет; вы его просто запутаете. И даже тогда он с одного раза не
поймет; надо следить, и сразу же наказывать его опять, и шлепать немного
больнее. И он очень скоро научится. А просто ругать его -- только зря языком
молоть. Вы, наверное, никогда не воспитывали щенков.
-- Почему же, многих. Сейчас я воспитываю гон чую. Этим самым методом.
Однако вернемся к нашим малолетним преступникам. Наиболее жестокие из них
были примерно вашего возраста. А когда начинали свою преступную карьеру --
были гораздо младше вас. И вот теперь вспомним вашего щенка. Тех подростков
очень часто ловили; полиция производила аресты каждый день.
Их ругали? Да, и зачастую очень жестко. Тыкали их носом в содеянное?
Лишь изредка. Газеты и официальные учреждения держали их фамилии в секрете
-- таков был закон во многих штатах для тех, кто не достиг восемнадцати лет.
Их шлепали? Ни в коем случае! Многих не шлепали, даже когда они были
малышами! Считалось, что порка или другие наказания, причиняющие боль, могут
повредить неустойчивой детской психике.
Я подумал, что мой отец, должно быть, никогда не слыхал о такой теории.
-- Телесные наказания в школах были запрещены законом, -- продолжал
мистер Дюбуа. -- Порка дозволялась законом лишь в одной маленькой провинции
-- в Делавере; полагалась она только за несколько преступлений и применялась
крайне редко. Она считалась «жестоким и неординарным наказанием». Лично я не
понимаю, что плохого в наказании жестоком и неординарном. Хотя судья должен
быть, в принципе, милосердным, все равно его приговор обязательно должен
причинять преступнику страдания, иначе наказание не будет наказанием. Ведь
боль -- основной механизм, выработавшийся в нас в течение миллионов лет
эволюции! И этот механизм охраняет нас, предупреждая всякий раз, когда
что-либо угрожает нашему выживанию. Так почему же общество должно отрицать
такой хороший механизм выживания? Но тот период был просто переполнен
ненаучной, псевдо-психологической беесмыслимцей. И о неординарности:
наказание должно выходить из ряда вон, иначе оно не сослужит никакой службы.
Мистер Дюбуа указал пальцем на другого мальчика.
-- Вот вы. Что произойдет, если щенка бить каждый час?
-- Ну-у! Он, наверное, с ума сойдет!
-- Возможно. И уж, конечно, ничему не научится. Сколько времени прошло
с тех пор, как директор нашей школы в последний раз применял к ученикам
розги?
-- Ну, я точно не помню... Около двух лет. Тот парень у дари л...
-- Неважно. Времени прошло достаточно много. Значит, это наказание
настолько необычно, чтобы быть значительным, предостерегать и послужить
уроком на будущее. Вернемся теперь снова к нашим малолетним преступникам.
Очень вероятно, что их не наказывали во младенчестве, известно в точности,
что не подвергали порке за преступления. Обычно все происходило в следующем
порядке: за первое преступление «предупреждали» -- и зачастую вовсе без
участия суда. После дальнейших проступков приговаривали к тюремному
заключению, но приговор обычно откладывался, и юнец «отпускался на поруки».
Такой подросток мог быть несколько раз арестован и приговорен, прежде чем
его, наконец, наказывали. Затем его помещали в тюрьму, вместе с другими
такими же, от кого он мог воспринять только новые преступные обычаи. И если
он не творил особенных безобразий во время заключения, то приговор ему
смягчали и отпускали его на поруки -- «давали помиловку», на жаргоне тех
времен.
Такие поблажки могли повторяться из года в год, а тем временем
подросток преступал закон все чаще, все с большей жестокостью и
изощренностью -- и всегда совершенно безнаказанно, только со скучноватыми,
но вполне комфортабельными отсидками иногда. А затем вдруг наступало
восемнадцатилетие, так называемый «малолетний преступник» становился по
закону преступником взрослым, и зачастую уже через пару недель сидел в
камере, приговоренный к смертной казни за убийство.
Мистер Дюбуа снова указал на меня:
-- Вот вы. Допустим, что щенка просто отчитали, не наказывая его, и
позволили ему пачкать в доме... Только иногда выставляли за дверь, но вскоре
впускали обратно, предупредив на будущее о том, что так делать нельзя. И вот
в один прекрасный день щенок вырос во взрослую собаку, так и не отучившись
пачкать в доме. Тогда вы хватаете ружье и пристреливаете его. Что скажете по
этому поводу?
-- Ну, это, по-моему, глупейший способ воспитывать щенка!»
http://lib.ru/HYNLINE/troopers.txt Dolotov пишет:
цитата
агрессивность - это движитель человеческой психики, генератор активности поведения. Задача культуры в целом и тем более высокого воспитания как ее элемента - перерабатывать агрессию в социально приемлемые формы активности
А вот можно ли ставить знак равенства между агрессивностью и активностью? Активность-то м.б. и позитивной. Пожарник, который вытаскивает ребёнка из горящего дома, не менее активен, чем агрессивный маньяк.