On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.05 22:30. Заголовок: Русская Ост-Индская Компания во времена Степана Разина


Предлагаю создать русскую компанию для торговли с Индией и Дальним Востоке по аналогии с английской, голландской и французской Ост-Индскими компаниями.

Разумеется еще в 17 веке, как и они.

Базой операции компании будет Персидский залив, конкретно иранский порт Бендер-Аббас. Поэтому необходимым условием является сотрудничество с иранскими властями. К счастью, шахи-Сефевиды, особенно оба великих Аббаса были людьми прогрессивными, покровительствовали развитию торговлю и проявили себя как сторонники тесных контактов с Европой. А Россия к тому же являлась естественным союзником Персии против турецкой агрессии.

Поэтому особых трудностей в том, чтобы убедить персов не будет. Более того, известно, что 1666 г. персидская компания армянских купцов из Исфахана и Джулфы, получившая от шаха монополию на торговлю шелком с Россией выступила с инициативой организации транзитной торговли иранским шелком через Каспийское море и Россию конечным пунктом которой служил бы русский Архангельск. Как пишет Соловьев, армянская инициатива вызвала всплеск русской активности на данном направлении, вылившаяся в частности в создание верфи в Дединове, приглашение корабельных мастеров из Саардама и моряков из Амстердама и строительство первого русского военного корабля «Орел», предназначенного для охраны торговли на Каспии.

Но тут случился Стенька Разин, русско-персидские отношения резко охладели, покровитель армянской компании канцлер Ордин-Нащокин был смещен и заменен консервативным Матвеевым, а договор по торговле шелком был разорван, в немалой степени из-за противодействия русских купцов во главе с Василием Шориным, интересы которых, по их мнению не были учтены при подписании договора с Персией.

Полагаю, за основу для Русской Ост-Индской Компании можно взять именно эту историю.

Итак, нужно прежде всего учесть интересы русских купцов, позволив им принять участие в торговле новой компании. Далее весьма желательно, особенно на первом этапе участие западноевропейских торговцев. Скорее всего это будут голландцы, но на определенном этапе деятельность русской Ост-Индской Компании может войти в конфликт с VOIC и тогда голландским коллегам будет трудно противостоять давлению дома. Если это случится, придется их заменить англичанами. Западноевропейский партнер будет снабжать компанию техническим ноу-хау, особенно в строительстве морских кораблей, а также возьмет на себя сбыт товаров компании на европейском рынке.

Нетрудно заметить, что единственной формой предприятия, которое способно учесть интересы всех участников является акционерная компания с распределением акций среди пайщиков. (К счастью, идея такой компании ни для русских, ни для персов новостью не является. Ведь впервые русские столкнулись с ней еще сто лет назад, во времена царя Ивана Грозного, в виде Лондонской Московской Компании. Кстати, именно агент этой компании Дженкинсон впервые выдвинул идею торгового пути в Индию через Россию и Персию и даже дважды прошел по предполагаемому маршруту. Ну а персы давно уже торгуют с голландской Обьединенной Ост-Индской Компанией через тот же Бендер-Аббас и очень недовольны ее практической монополией. )

Полагаю крупнейшими акционерами компании станут русский царь и персидский шах, что обеспечит компании благоприятный политический климат, но директорат будет независим. Другими акционерами станут русские и армянские купцы, а также группа западноевропейских торговцев, по-видимому из участников Архангельской торговли. Статус акционеров и представительство в совете директоров позволит крупнейшим русским купцам (тому же Шорину, например) принимать активное участие в торговле в Персии и Индии, а также получить выгоднейшие подрядные контракты от компании на льготных условиях.

Необходимейшим условием является также освобождение компании от таможенных пошлин как в России, так и в Персии (свои потери оба государя-акционера скомпенсируют за счет дивидендов) и, что не очень очевидно, предоставлением в управление компании портов на Каспийском море и в Персидском заливе.

С персидской стороны этими портами будут Бендер-Аббас в Заливе и Решт на Каспии, а России придется дать компании Астрахань и Архангельск. Не полностью конечно, скорее всего это выльется в создание отдельного «посада» или фактории компании в этих городах, независимых от городских властей.

(продолжение ниже).

Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.05 04:33. Заголовок:


Читатель пишет:
цитата
Вот тут Компания и шах друг другу помогут.

А европейцы не вмешаются? Зачем им усиление России и Ирана?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.05 12:41. Заголовок:


krolik пишет:
цитата
А европейцы не вмешаются?


Европейцы? Так это мы и есть - европейцы!

krolik пишет:
цитата
Зачем им усиление России и Ирана?


Вмешаться возможно вмешатся. Но силенки у них еще не те. Да и основные их интересы лежат пока далеко от Персидского залива.




Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.05 12:43. Заголовок:


Мне этот вариант чем нравится - тем, что не надо надрываться в бесконечных войнах за выход к морю, сразу все на блюдечке получаем.

Ведь по уму только так и надо...

Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.05 15:30. Заголовок:


Читатель пишет:
цитата
Ведь по уму только так и надо...

Умом Россию не понять:-)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.05 14:40. Заголовок:


Для Читатель:
Привет!
Здорово!!!
Мне очень нравится этот вариант.
1. Это отвлечёт Россию от ненужных войн в Европе.
2. Даст мощный толчок экономическому развитию страны.
и т.д. и т.п.

И самое главное позволит России владеть нефтяными месторождениями Аравийского полуострова!!! :)))

С уважением, Нико Лаич. Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.05 02:05. Заголовок:


Похоже, тут главный вопрос в русско-персидских отношениях.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.05 06:20. Заголовок:


Мне идея тоже очень нравится.

Читатель пишет:
цитата
Мне этот вариант чем нравится - тем, что не надо надрываться в бесконечных войнах за выход к морю, сразу все на блюдечке получаем.
В этой реальности совсем без войн не обойтись, голландцы и португальцы в Индии уже довольно активны, но с Ливонской или Северной эти войны, разумеется, не сравнить.
Развилку можно передвинуть и во времена Михаила Романова, там тоже существовали возможности для более тесного политического и торгового сотрудничества с Персией.
krolik пишет:
цитата
Похоже, тут главный вопрос в русско-персидских отношениях.
Точно, потому база у кампании слабовата. Что если к власти в Персии придут антироссийские силы? Вся цепочка развалится. Нужно параллельно прокладывать запасные пути или присоединять Персию к России.

Собака Баскервилей - это Муму которая выплыла. Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.05 12:35. Заголовок:


Сварга пишет:
цитата
Развилку можно передвинуть и во времена Михаила Романова, там тоже существовали возможности для более тесного политического и торгового сотрудничества с Персией.


Ага, точно. Помнится Джон Меррик (Иван Ульянов в русских источниках) нечто подобное предлагал, но очень уж мало доверия было к иностранцам сразу после Смутного времени...

Сварга пишет:
цитата

Точно, потому база у кампании слабовата. Что если к власти в Персии придут антироссийские силы? Вся цепочка развалится. Нужно параллельно прокладывать запасные пути


Во-первых нужно создавать местные базы, независимые от персидских властей. Остров Ормуз, там или форты на аравийском берегу Залива. Ну и понятно, все остальные колониальные владения в Индийском океане, они ведь точно останутся.

А во-вторых, постепенно организовать морские линии коммуникации с Россией.

Примерно по такому маршруту - Ормуз - мыс Доброй Надежды - Ла-Манш - Нордкап - Архангельск.

Кстати, в число возможных западноевропейских партнеров забыл включить Данию. А ведь с Данией у нас отношения очень неплохие, и своя Ост-Индская Компания у них имеется, а нам очень пригодятся норвежские порты...

Ну а потом, думаю можно и к тихоокеанским портам корабли отправить - в Охотск или сразу в устье Амура.

Сварга пишет:
цитата
присоединять Персию к России.


Это уже головокружение от успехов.

Неа, в какой то мере поставить Персию в зависимость от России можно (своего шаха на трон посадить), но напрямую присоединять зачем?

Впрочем в 19 или 20 веке пожалуй можно постепенно и присоединить, в видах эксплуатации нефтяных богатств Залива. А пока и рано и не нужно.

Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.05 12:43. Заголовок:


Сварга пишет:
цитата
Мне идея тоже очень нравится.


Идея использовать территорию другого, союзного государства как базу для торговли и колониальной экспансии достаточно хорошо известна и не раз с успехом применялась.

Вспомните про КВЖД и Порт-Артур, принцип тот же.

Ну а англичане еще со времен Ивана Грозного много раз пытались уговорить Россию предоставить свою территорию для этих целей.

Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.05 12:52. Заголовок:


Ага!!!

Есть подходящая развилка - гольштинские посольства к Михаилу Романову. Они как раз добивались каспийского транзита, миссия Олеария в 1633 г. и все такое прочее.

Вот с ними, с гольштинцами и/или с их датскими родственниками и заключим договор. Условия см. выше.


Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.05 12:57. Заголовок:


Поподробнее об этой истории тут:

«В 1634 году в Москву прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III с просьбой о разрешении для его подданных проезжать через территорию России в Персию по торговым делам. Посольство также должно было договориться с русскими властями о постройке где-нибудь на Волге десяти кораблей для плавания голштинцев в Персию.
Русское правительство благосклонно отнеслось к просьбе голштинцев, ибо видело в этом предприятии и свою выгоду, а также надеялось выведать у голштинских мастеров секреты постройки больших кораблей. На это прямо указывает и содержание царской грамоты, отправленной нижегородскому воеводе, где в частности, говорится:
«Ходити им в Персиду... Волгою на десяти кораблях, а корабли им делати в нашей земле, где такие леса, которые к тому делу годны найдут, а тот лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, и наём им платить по договору с ними вольною торговлею, а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить».

Встретив в Москве радушный приём и получив положительные ответы на все свои просьбы, голштинское посольство в декабре 1634 года отправилось на родину. Примерно в то же время из Москвы в Нижний Новгород отправились шесть специалистов, нанятых голштинским правительством, в сопровождении русской охраны. Это были: шкипер Михаэль Кордес, корабельный плотник Корнелий Йостен, переводчик Ганс Берк, а о специальностях Кашпера Зеелера, Йохана Стирпомаса и Йохима Кранца достоверных известий нет.
Руководить постройкой корабля должен был Михаэль Кордес.

Прибыв в Нижний Новгород, голштинцы довольно быстро договорились о покупке подходящего строительного леса и наняли русских плотников для строительства корабля. Решено было вначале построить только один корабль, а остальные было решено строить только после заключения торгового соглашения с шахом.

В июне 1636 года корабль был спущен на воду, но ещё больше месяца ушло на достройку и снаряжение корабля. По имени голштинского герцога корабль назвали «Фридерик». Он был построен из сосновых досок и имел длину 120 футов, ширину 10 футов и осадку 7 футов. Так как Волга в те времена изобиловала большим количеством мелей, то корабль сделали плоскодонным, без киля. Это был трёхмачтовый парусный корабль, но для движения в безветренную погоду были предусмотрены двенадцать пар вёсел. Корабль был также вооружён каким-то количеством пушек, но, сколько их было, мы можем только гадать. В книге Олеария на одной из гравюр есть маленькое изображение «Фридерика», но разглядеть на нём пушечное вооружение корабля невозможно. Как бы там ни было, но это был самый большой корабль, который когда-либо видела Волга.

Тем временем в марте 1636 года в Москву прибыло новое голштинское посольство, во главе которого были Крузиус и Брюггеман. Их сопровождали (маршал) Герман фон Штаден, советник и секретарь посольства Адам Олеарий, шталмейстер Йохан фон Мандельслов, камергер Йохан фон Ухтериц, а также довольно большая свита, состоявшая из гоф-юнкеров, стольников, пажей, поваров, музыкантов и различных слуг. В составе посольства также были шкипер Корнелиус Клютинг, парусный мастер Матеус Мансон и шесть боцманов.
Кроме того, в Москве голштинцы наняли тридцать солдат и офицеров из иностранцев, находившихся на русской службе, а также пятерых русских
«для гребли и всяческой простой чёрной работы на море и на суше».
Олеарий даже сохранил имена этих пятерых русских матросов:
«Симон Кирилов, Ларька, Филька Юрьев, Ларивон Иванов, Иван Иванов».
Голштинцам также разрешили нанять в одном из волжских городов ещё
«11 человек добровольцев, русских или немцев».
По подсчётам Олеария на «Фридерике» в Персию плыло 126 человек. »

http://www.abhoc.com/arc_vr/2004_01/251.html

Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.05 03:17. Заголовок:


Для Читатель: У меня возник вопрос. А из чего Вы предлагаете строить флот в Персидском заливе? Своего леса у Ирана очень мало. Если перевозить его через Каспий и всю Персию, то он влетит в ещё ту копеечку.

Собака Баскервилей - это Муму которая выплыла. Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.05 03:23. Заголовок:


Сварга пишет:
цитата
Если перевозить его через Каспий и всю Персию, то он влетит в ещё ту копеечку.

Да, уж лучше у голландцев строить.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.05 04:28. Заголовок:


Сварга пишет:
цитата
А из чего Вы предлагаете строить флот в Персидском заливе? Своего леса у Ирана очень мало.


Вы его случайно с Саудовской Аравией не путаете?

В Иране несколько горных систем, а по склонам гор растут огромные леса. Рядом с Заливом, кстати, тоже.

Ну а в 17 веке, лесов было еще больше




Нам нужен мир! И желательно весь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Администратор


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 14:52. Заголовок: Re:


Читатель пишет:
цитата
Ну и понятно, Компания будет иметь военный флот на Каспии, Персидском Заливе и возможно еще на Белом море для защиты своих торговых интересов, а для строительства флота придется завести свои верфи.

Финансироваться все это будет сначала за счет торговли гилянским шелком с Европой, а потом, когда появится флот Компании в Заливе, за счет предоставления местным купцам возможности торговать с Индией и Восточной Африкой под защитой ее военных судов.

Кроме торговли есть и более прибыльные занятия. Можно заняться колониальной экспансией на южном берегу Залива и вдоль аравийского побережья. Главный противник тут Оман - арабская торговая империя, заодно являющаяся давним врагом персидского шаха у которого не хватало только флота, чтобы расправиться с арабами. Вот тут Компания и шах друг другу помогут. Заодно в виде трофея от оманцев к Компании перейдет выгоднейшая монополия на торговлю с Восточной Африкой.

Кстати, основным преимуществом русской Компании в сравнению с другими европейскими является близость к Европе (только Каспий и месяц пути по дружественному Ирану отделяют Бендер-Аббас от Астрахани!) и опора на крупную местную территориальную империю - Иран. Именно это позволит ей уже в 17 веке располагать крупными армиями и вести себя в Азии с позиции силы, положение, которого европейские конкуренты добились лишь век спустя.


Администратор пришел, увидел, победил. Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет